Адаптация

Адаптация ребенка к детскому саду

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс; приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное

Причины осложненной адаптации к условиям ДОУ

1. Неразрывность связи «мать — ребенок». (Гиперопека)

2. Страх остаться без защиты.

3. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

4. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

К моменту поступления в детский сад у ребенка желательно сформировать

— самостоятельно пользоваться туалетом;

— самостоятельно пить из чашки, пользоваться ложкой;

— самостоятельно одеваться, умываться.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.

Важно так же постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели у Вас была возможность не оставлять ребенка на целый день. А в первые дни вам необходимоналадить тесный контакт с воспитателем.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией поддерживайте дома спокойную обстановку.

В рацион питания необходимо ввести больше фруктов, соков, принимать витамины.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобывоспитатели к моменту приходу нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках.

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.

Условия уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ.

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомым людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

 

Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

 

Приготовьте «приданное» для Вашего ребенка

1. Сменная обувь с закрытой пяткой на липучке (босоножки),

2. 2 маечки,

3. 2 трусиков,

4. 2 носочек (в прохладное время заменить на колготки),

5. Панамка,

6. Носовой платок,

7. Расческа (положите в пакет, несколько резиночек),

8. К сентябрю понадобится спортивная форма, о ней уточнить у воспитателя.

Следите за состоянием «приданного» ежедневно.

Приводите ребенка чистым, опрятным, с причесанными волосами, убранными в прическу (желательно в косички).